17 мая 2009

Конспект урока русского языка: "Прилагательные синонимы и антонимы".

Пояснительная записка к мультимедийному продукту.
Преподаватель: Климантова О. А.
Предмет: русский язык
(учебник русского языка Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова Москва «Просвещение 2000г.).
Тема : Изменение имён прилагательных по числам и родам.
Прилагательные синонимы и антонимы.
Цель: ознакомление с изменением имён прилагательных по родам и числам; развитие умения определять род и число прилагательных углубление представлений о синонимах и антонимах; воспитывать любознательность, аккуратность при письме, интерес к предмету.
Задачи:
1).научить составлять словосочетания существительного с прилагательным;
2). Научить определять род и число прилагательных;
3). воспитывать интерес к урокам русского языка.
Продолжительность: 40 мин.
Класс: 2 класс.
Образовательное учреждение: МОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1.
Авторский медиапродукт: презентация к уроку Power Point ( 31 слайд)
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска , Macromedia Flach Player, сигнальные картинки к рефлексии, учебник для 2 класса,2 часть Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова Просвещение, 2006, презентация к уроку.
Ход урока.
1.Психологический настрой. (Слайд 3).
- Добрую сказку помню я с детства.
Хочу, чтобы в сказку попали и вы.
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародит в нём зерно доброты.
- Все дети с раннего детства любят слушать и читать сказки. Читая сказки, мы проникаем в загадочный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сегодня нас с вами ожидает путешествие в загадочный мир сказки.
2.Сообщение темы урока. (Слайд 4).
Сегодня мы с вами побываем в сказке, повторим знания об имени прилагательном и откроем для себя новое об этой части речи.
За горами, за лесами,
За широкими морями,
В чудном домике своём
Живут гномы всемером.
С ними поселилась я.
Сказку назовём, друзья.
В какую сказку мы с вами попали?
3.Словарная работа. (Слайд 5).
- Первого Гномика зовут Понедельник. Он подготовил для вас такие слова: капуста, яблоко, воробей, арбуз, медведь, молоко, пальто, коньки, Москва, тетрадь.
- Какое слово лишнее? (коньки) . Почему? (мн. ч.).
Остальные слова можно разделить на 3 группы. Какие? (по родам).
Распределите и запишите самостоятельно. Проверка с объяснением правописания и подбором прилагательных. Устное составление словосочетаний.(Слайды 6 -14).
Вывод о прилагательном: (Слайд 15 - 16)
- Отчего зависит род имён прилагательных? (от имени существительного).
4. Изменение имён прилагательных по родам и числам.
- Второй Гномик – Вторник хочет проверить, знаете ли вы родовые окончания прилагательных, умеете ли согласовывать существительное с прилагательным.
- Какие окончания пишутся у прилагательных женского рода? Мужского рода? Среднего рода? ( Приложение 1.Флеш «Родовые окончания прилагательных» - нажать и развернуть). А теперь выполните самостоятельно задание. (Слайд 17).
Морозн… утро, высок… дом, сильн… буря, зимн… стужа, ярк… солнце, холодн… ветер.
Проверка.
5.Разминка для глаз. (Слайды 18 - 21).
6. Работа по теме урока.
Четвёртый Гномик – Четверг предлагает вам открыть учебник и прочитать задание к упражнению 74 с. 36.
- На какой вопрос отвечает выделенное слово?
- Каким другим, близким по смыслу можно его заменить?
Слова – синонимы
Всегда близки по смыслу.
Разница лишь оттенками под час.
Родимый край, Отечество, Отчизна.
Как много в них священного для нас. (Воспитательный момент).
- Так что же такое синонимы? (слова, близкие по смыслу).
Вывод ( с.37)
- А как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы). (Слайд22)
Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны.
Давайте запишем антонимы к данным прилагательным и определим у них род и число.
Высокий - …, далёкая - …, ближнее - …, тёплые - … .
7. Работа с учебником.
А Гномик – Четверг предлагает вам выполнить упражнение из учебника и проверить, как вы поняли, что же такое антонимы. С.36 № 73. Выписать из предложений антонимы парами выборочно, устно указать род. Предварительный разбор и самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.
8. Изменение прилагательных по числам. (Слайд 23).
Гномик Пятница приготовил вам задание для повторения. Найдите имена прилагательные в этих предложениях. В каком числе они употреблены? Запишите предложения, изменив число имён прилагательных.
На улице сильный мороз. Во дворе большой сугроб.
Проверка. Разбор по членам предложения и частям речи.
9.Физминутка. (Слайд 23).
(Приложение 2. Флеш – физминутка «Зарядка Гномика).
10. Игра «Подбери пару». (Слайд 24).
- Гномик Суббота предлагает вам игру.
горячий низкое
тёмная маленькие
высокое холодный
большие светлая
- Найдите антонимы. Составьте устно словосочетания. Определите число и род.
Запишите предложение с одним из словосочетаний.
11. Образование имён прилагательных от имён существительных. (Слайд 25).
Последнее задание приготовил вам Гномик Воскресенье.
(Фронтальная проверка).
Флеш – образование прилагательных. Приложение3.
12. Домашнее задание С.37 № 75 (Слайд 26).
13. Итог урока. Рефлексия. (Слайды 27-29).
Используемая литература.
1.Богданова О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах.-М.-Просвещение, 1986.-192с.
2. Развитие орфографической зоркости учащихся. Н.и. Туманова, К. И. Светлова. 2006г.
3. Нестандартные уроки в начальной школе 2 класс. М. Н. Быстрова, И. А. Трофимова. 2008г.
4.Интегрированные уроки 1 класс. О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина, Л.А.Обухова.2006г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий