Творческий отчёт по теме:
«Развитие орфографической зоркости и предупреждение ошибок на уроках русского языка в начальной школе».
Учитель МОУ ЛСОШ № 1 Климантова Ольга Александровна.
Н.С. Рождественский писал: «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.
В начальных классах три линии овладения правописанием:
1) обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука и буквы;
2) обучение правописанию на основе запоминания;
3) обучение правописанию на основе проверки орфограмм, с применением правил.
Орфография своим содержанием мало привлекательна для детей, усваивается она не легко. У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку ставится только за орфографическую грамотность, другие стороны, как знание грамматики, богатство словаря, речь – во внимание не принимаются. Из-за ошибок школьник теряет веру в себя. Поэтому орфографическую работу необходимо реализовывать через:
1) углубление познавательных интересов;
2) чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ;
3) использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;
4) повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе4
5) положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;
6) введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;
7) организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой.
Орфографическая зоркость – это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы, находить свои и чужие ошибки. Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок.
По данным обследований, учащиеся начальных классов самостоятельно обнаруживают от 15 до 45% орфограмм в тексте и лишь в отдельных классах 70 -90%, где индивидуальные различия очень велики.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу. Многие учёные утверждают, что оценка не должна снижаться, если ребёнок после написания сочинения или изложения и диктанта сам нашёл свои ошибки и исправил их.
Развитию навыков самопроверки способствуют различные памятки, например:
Проверь!
1.Не пропустил ли ты буквы?
2.Правильно ли ты написал безударные гласные? А парные согласные?
3.Не уверен, спроси у учителя.
Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом, в процессе звуко – буквенного анализа слов.
В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосочетаний, которые могут представлять собой орфограммы и привести к орфографической ошибке. Школьники запоминают эти «опасные» звуки и сочетания уже в процессе обучения грамоте, а в дальнейшем – при изучении состава слова, частей речи и других тем. В результате у детей появляется определённый автоматизм – основа орфографической зоркости, они обращают внимание на «ошибкоопасные» места, быстро находят орфограммы в тексте.
Орфографические задачи действительно сложны, трудны, но путь обучения правописанию лежит через орфограмму, через применение правил правописания – единственный надёжный путь. Немалый интерес представляет обучение вообще без изучения правил – на основе «языкового чувства», феноменальной зрительной памяти. Но пока, к сожалению, обучение «без правил» удаётся лишь в редких случаях.
В 3 классе продолжает углубляться грамматическое обоснование всех орфографических действий учащихся: возрастает сложность языкового анализа и синтеза, всё больше внедряется в практику орфографическое комментирование, решение орфографических задач, построение алгоритмов орфографических действий.
Рекомендуются в 4 четверти 3 класса провести ряд обследований учащихся, которые могут дать и обобщённое, и индивидуальное знание об уровне умений учащихся:
1) срез орфографической зоркости: какой процент орфограмм на изучение темы видит и правильно определяет третьеклассник в тексте, хорошо понятом по содержанию, определённого объёма и за определённый отрезок времени ( при устной работе – 100 слов текста, взятого из учебника по чтению – не более 15 минут, при письменной – до 30 минут);
2) срез лексического запаса, необходимого для проверки орфограмм типа звонкие и глухие согласные, безударные гласные в корне слова; с этой целью даётся по 5 слов на ту и другую орфограммы и учащиеся при письменном выполнении задания за 10 минут должны подобрать как можно больше проверочных слов, затем произвести подсчёты ( 10 проверочных слов – минимальный уровень);
3) срез грамматической обеспеченности орфографических действий: языковой анализ текста (30 слов за 10 минут);
4) классификация ошибок, допущенных школьниками через месяц в диктантах, изложениях, сочинениях:
Алфавитные Графические Противореча-щие
фонетической и графической системе написания Написание на основе понимания значений На основе подбора проверочных слов Прочие
Соединения букв Высота букв Жи-ши Начало и конец предложения Безударные гласные Предлоги и пристав-ки
Пропуск Нечёткость написания Ча-ща Имена собственные Парные согласные Не с глаголом
Замена Чу-щу Непроизносимые согласные Оконча-ния
Перестановки ЧК, чн, нч
Искажения Ь – после шипящих
Возможна и другая классификация:
1) невнимание, рассеянность, поспешность;
2) не видит орфограмму (нет зоркости);
3) орфограмму видит, но ошибочно определяет;
4) допускает ошибку на одной из ступени алгоритма проверки;
5) не понимает значение слова, словосочетания, предложения, смысла текста;
6) работает медленно, не успевает применить свои знания.
В начальной школе постепенно увеличивается словарный запас, увеличивается применение орфографического словарика, вводится приём взаимной проверки учащимися письменных работ, углубляется система самопроверки написанного, для чего используются разного рода памятки, помогающие детям найти ошибки.
Классификация ошибок учащихся
Рекомендуются в 4 четверти 3 класса провести ряд обследований учащихся, которые могут дать и обобщённое, и индивидуальное знание об уровне умений учащихся:
5) срез орфографической зоркости: какой процент орфограмм на изучение темы видит и правильно определяет третьеклассник в тексте, хорошо понятом по содержанию, определённого объёма и за определённый отрезок времени ( при устной работе – 100 слов текста, взятого из учебника по чтению – не более 15 минут, при письменной – до 30 минут);
6) срез лексического запаса, необходимого для проверки орфограмм типа звонкие и глухие согласные, безударные гласные в корне слова; с этой целью даётся по 5 слов на ту и другую орфограммы и учащиеся при письменном выполнении задания за 10 минут должны подобрать как можно больше проверочных слов, затем произвести подсчёты ( 10 проверочных слов – минимальный уровень);
7) срез грамматической обеспеченности орфографических действий: языковой анализ текста (30 слов за 10 минут); классификация ошибок, допущенных школьниками через месяц в диктантах, изложениях, сочинениях:
Алфавитные Графические Противореча-щие
фонетической и графической системе написания Написание на основе понимания значений На основе подбора проверочных слов Прочие
Соединения букв Высота букв Жи-ши Начало и конец предложения Безударные гласные Предлоги и пристав-ки
Пропуск Нечёткость написания Ча-ща Имена собственные Парные согласные Не с глаголом
Замена Чу-щу Непроизносимые согласные Оконча-ния
Перестановки ЧК, чн, нч
Искажения Ь – после шипящих
Возможна и другая классификация:
7) невнимание, рассеянность, поспешность; не видит орфограмму (нет зоркости);
9) орфограмму видит, но ошибочно определяет;
10) допускает ошибку на одной из ступени алгоритма проверки;
11) не понимает значение слова, словосочетания, предложения, смысла текста;
12) работает медленно, не успевает применить свои знания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий