31 мая 2009

Конспект урока русского языка: "Имя прилагательное как часть речи".

Пояснительная записка к мультимедийному продукту.
Преподаватель: Климантова О. А.
Предмет: русский язык
(учебник русского языка Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова Москва «Просвещение 2000г.).
Тема : Имя прилагательное как часть речи.
Цель: познакомить с существенными признаками имени прилагательного как
части речи; развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;
воспитывать любовь к природе, заботливого отношения к птицам.
Задачи:
1. дать понятие об имени прилагательном; научить находить
прилагательные в речи;
2. формировать умение распознавать роль прилагательных в речи;
3. воспитывать умение чувствовать: понимать и любить красоту родной природы;
пробудить интерес к урокам русского языка.
Продолжительность: 40 мин.
Класс: 2 класс.
Образовательное учреждение: МОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1.
Авторский медиапродукт: презентация к уроку Power Point (23 слайда).
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, планшет, сигнальные картинки к рефлексии, учебник для 2 класса,2 часть Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова Просвещение, 2006, презентация к уроку.
Интеграция на уроке: русский язык, окружающий мир.
Ход урока.
1.Психологический настрой.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. (Слайды 4,5).
2.Минутка чистописания.
Загадка.
- Кто в лесу без топоров
Строит избу без углов? (Птицы).
- Сегодня , на этом уроке
Мы много узнаем, поймём.
Помогут нам в этом птицы.
Мы их на урок позовём.
- Перед вами слова:
Ястре…, лебе…ь, голу…ь, дроз…. (Слайд 6).
- Какие буквы пропущены в словах? Объясните, почему. (Подбирают проверочные слова к пропущенным парным согласным на конце).
Именно эти буквы мы и повторим сегодня. (Слайды 7,8 - образец).
Чередуем написание данных букв отдельно и в соединении.
- А теперь запишите красиво слова( под диктовку: ястреб, лебедь, голубь, дрозд), в которых встречаются эти буквы. Какой частью речи являются эти слова? ( имя существительное). Одушевлённые это имена существительные или нет. Почему? ( они обозначают птиц).
3. Работа над предложением.
-Кто такие птицы?
- Каких птиц вы знаете?
- Чем питаются птицы?
Все ли птицы улетают в тёплые края? Какие не улетают? Почему?
- Действительно, эти птицы не боятся морозов, еду умудряются найти даже зимой. Но всё-таки птичкам зимой очень тяжело. Из десяти только одна или две доживают до весны. Вот тут –то на помощь им приходит человек. Как мы можем помочь птицам зимой?
- Перед вами деформированное предложение, которое мы должны восстановить и записать красиво (Слайд 9).
К , прилетели, кормушке, снегири, и , суетливые, красногрудые, синички. (Звуки синички).
- Запишите это предложение, подчеркните главные члены и укажите, какими частями речи они выражены. Один ученик выполняет задание на планшете, остальные в тетрадях .(Проверка на экране).
- А почему зимой птичкам требуется больше заботы и внимания от нас? (холодно, голодно, меньше корма). Звуки песни синички.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их- не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз,
К своему окну.
Чтоб без песен
не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин
4. Наблюдение над ролью имён прилагательных в речи. (Слайд 10).
Непоседа … ,
Птица … ,
Птица … ,
Самая … .
- Можем ли мы догадаться, о какой птичке идёт речь? Почему? (Это сделать трудно, не указаны признаки).
- Давайте попробуем вставить пропущенные слова: ( пёстрая, длиннохвостая, говорливая, болтливая).
- О какой птице идёт речь? (сорока). Что помогло нам угадать? На какой вопрос отвечают слова, которые помогли угадать птицу? Какой частью речи они являются? (имя прилагательное). А что обозначают эти слова? (признак предмета)
Вывод: Имя прилагательное отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? и обозначают признак предмета. (Слайд 11).
(Запись загадки и отгадки самостоятельно. Подчёркивание имён прилагательных коллективно, с объяснением и вопросами).
5.Разминка для глаз. (Слайды 12,13,14).
6. Работа с учебником. Письмо по памяти. (С. 29. № 57).
1).Чтение и отгадывание загадки.
- Прочитайте и отгадайте загадку.
2). Работа над загадкой.
- Какие слова помогли узнать берёзку? Что они называют? Назовите имена прилагательные.
3).Орфографическая подготовка (Слайд 15).
- Какие слова вызывают трудности в написании?
(Стоит, Алёна, платок, зелёный, сарафан).
- Обратите внимание на пунктуационные знаки.
-Берёза красива в любое время года. Какая она в стихотворении? А вот такая она зимой. (Слайд 16).
4).Заучивание загадки и запись (один ученик за доской, остальные самостоятельно в тетрадях). Проверка в парах. Оценивание. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. С какими словами они связаны?
Упражнение 58 – устно.
7 Физминутка. (Слайд 17).
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух,
И скорей за парту – плюх!
8.Связь имён прилагательных с именами существительными.
Имена прилагательные могут обозначать различные признаки предметов. Рассмотрим примеры (Слайд 18).
Прилагательное может указывать на разные признаки. (Слайд 19).
дятел чёрный
ворон красноголовый
сова пёстрый
зяблик спящая
- Составьте словосочетания, запишите, подчеркните имена прилагательные волнистой линией. С какой частью речи связаны имена прилагательные? На какие признаки указывают?
9. Выборочное письмо. (Слайд 20).
- Сравните два текста.
Зима для птиц – время года, и подкормить их в этот период – значит спасти сотни тысяч друзей от смерти, дать им возможность дождаться весны.
Зима для птиц – самое тяжёлое время года, и подкормить их в этот трудный период – значит спасти сотни тысяч наших пернатых друзей от голодной смерти, дать им возможность дождаться тёплой весны.
- Какой текст вам нравится больше? Почему? ( более точное описание, более красивый текст).
- Найдите в тексте имена прилагательные и выпишите их. Проверка фронтальная.
- Лес без птиц немой и неживой. Послушаем голоса птиц. (прослушивание фрагмента кассеты с голосами птиц).
10. Домашнее задание. (Слайд 21).
С.30.упр. 59 по заданию, правило.
11.Рефлексия. Итог урока. (Слайд 22)
- Сегодня на уроке мы познакомились…
- Мне было трудно …
- Я сомневался…
- Мне понравилось…
- Я доволен …
12.Оценивание учащихся.
Мы хотим, чтоб птицы пели!
Чтобы были голубыми небеса!
Чтобы речка серебрилась, чтобы белочка резвилась!
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела!
А для этого нам нужно хорошо учиться!
Литература:
1.Нетрадиционные уроки в начальной школе. Праздники знаний. Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н.
2.Правила и упражнения по русскому языку. Узорова О.В., Нефёдова Е.А.
3.Интегрированные уроки 2 класс. Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А.
4.Уроки в начальной школе. Силаева Т.Е., Родионова Ю.А.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Отправить комментарий