Пояснительная записка к мультимедийному продукту.
Преподаватель: Климантова О. А.
Предмет: русский язык
(учебник русского языка Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова Москва «Просвещение 2000г.).
Тема : Связь имён прилагательных с именами существительными. Число имён прилагательных.
Цель: актуализировать знания детей об имени прилагательном как части речи;
научить изменять прилагательные по числам, развивать умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными; воспитывать любовь к родному языку, развивать речь учащихся.
Задачи: 1). обеспечить усвоение учащимися зависимости имени прилагательного
от имени существительного;
2). добиваться усвоения учащимися правильного употребления прилагательных в речи, изменять прилагательные по числам;
3). прививать любовь к русскому языку; воспитывать активную личность.
Продолжительность: 40 мин.
Класс: 2 класс.
Образовательное учреждение: МОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1.
Авторский медиапродукт: презентация к уроку Power Point (19 слайдов)
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, Macromedia Flach Player,сигнальные картинки к рефлексии, учебник для 2 класса,2 часть Л.М.Зеленина,
Т.Е. Хохлова Просвещение, 2006, презентация к уроку.
Интеграция на уроке: русский язык и окружающий мир.
Ход урока.
1.Психологический настрой.
Ребята! Поднимите на меня свои глазки.
Я посмотрю, все ли у вас в порядке.
Мы сегодня будем снова раскрывать тайны русского языка. Готовы?
А что мы будем исследовать, вы узнаете позже.
2. Организационный момент.
- Отгадайте загадку. (Слайд3).
Кто, угадай-ка:
Седая хозяйка
Тряхнет перинки –
Над миром пушинки? (Зима).
- Стало холодно и грустно, морозно, метельно, бело. Спит земля под снежным одеялом. Но как красиво падает, кружится в медленном танце снег.
- Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла –
И пропала.
- Что это? (Снежинка). Летят снежинки ажурные, серебристые, белые, пушистые, нежные. Это подарок, который подарила нам природа.
А на какую букву похожа снежинка? (Ж).
3.Чистописание. Путешествие в зимний лес.
– Закройте свои глазки и давайте отправимся в путь. (Слайд 4).
Тропинка, тропинка.
Держит путь издалека.
Вьется по лесу тропинка
Словно нитка из клубка.
(Под музыку ).
Написание заглавной и строчной букв Жж. (Слайды 6,7).
4.Работа над предложением. Путешествие в зимний лес (Слайд 8).
- Все мы не раз видели, как падает снег. Русские поэты красиво описывали это время года.
- Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится. (И. Суриков).
- Ах, кто не любит первый снег
В замёрзших руслах тихих рек,
В борах, селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру. (Н. Рубцов).
В воздухе медленно кружились снежные снежинки.
- Красиво ли составлено предложение? Что здесь не так? Как можно исправить? (Слайд 9).
-Запишите предложение верно. Подчеркните грамматическую основу. Найдите имя прилагательное.
- Какие правила поведения люди должны соблюдать, находясь в лесу?
(1. Не разжигать костер. Не разорять птичьи гнезда, не рвать цветы, не уничтожать деревья, не нарушать тишину, громко не разговаривать)
5.Повторение об имени прилагательном.
Дети работают по вопросам: (Слайд10).
• Что такое имя прилагательное?
• Что обозначает имя прилагательное?
• На какие вопросы отвечает?
• С какой частью речи употребляется?
6. Объяснение нового материала.
Упражнение 69. Вывод: прилагательное может выражать признак одного или нескольких предметов, изменяться по числам.
Сравнение имени прилагательного и существительного. Приложение 1(флеш – щёлкнуть мышкой по значку флеш, нажать «ок», развернуть).
7. Упражнение в употреблении имён прилагательных в речи.
Замело в лесу пригорки
И овражки замело.
Ни души нет на полянке.
Тихо. Холодно. Бело.
Кажется, что никого нет на лесной полянке. Вот возле куста из-под снега торчит старый, трухлявый пень. Немало в нём уютных квартир для разных лесных обитателей. У каждого своя крохотная спаленка. Спят на краю полянки лягушки и не знают, что рядом, под кучей хвороста заснул ёжик.
- Впереди из-за куста
Смотрит рыжая лиса. (Слайд 11).
- Опишите лисичку, используя данные прилагательные(устно).
В каком числе употреблены данные прилагательные?
Измените число прилагательных. Прочитайте, что получится (рыжие, длинные, пушистые, хитрые).
Недаром о лисе говорят:
Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живет в деревне кур крадет.
(Лиса).
Мы попали в зимний лес
Полный сказок и чудес.
Волк – разбойник серый рыщет,
Он себе добычу ищет. (Слайд 12).
- А как вы опишите волка? Измените устно число прилагательных (голодные, злые, серые).
А про волка есть такая загадка:
Кто в лесу зимой холодной
Бродит злой и голодный
(Волк)
(Вывод: прилагательные множественного числа имеют окончания – ые, - ие. Состав слова не проходили, но следует обратить на это внимание).
Флеш (изменение прилагательных по числам).Приложение2.
8. Зарядка для глаз. (Слайд 13– ёлочка)
- О ком такие строки?
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы
(Заяц). (Слайд 14).
- Скачет быстро по полянке
Непоседа – белый зайка.
- Под ёлочкой спрятался зайчишка. Давайте опишем его.
- Запишите словосочетания , определите число.
Вывод:
- С какой частью речи связаны имена прилагательные? ( с именем существительным).
- Как изменяются имена прилагательные?
- От какой части речи зависит число имени прилагательного?
9.Работа с учебником.
- Найдите упражнение 68 на с.34.
Прочитайте текст и выберите из него прилагательные вместе существительными, к которым они относятся. (Весеннее солнце, бурая медведица, маленькие медвежата, зимняя спячка). Устно определите число имён прилагательных.
10.Физкультминутка. (Слайды 15).
11.Работа с текстом. (Слайд 16 ).
Зимний лес.
После метели лес стоял красивый и удивительный. Маленькие елочки занесло снегом. На макушке сосен пышная снежная шапка. Белая береза блестит на солнце. Красиво в лесу!
- Выписать словосочетания существительных и прилагательных, связанных по смыслу.
(Красивый и удивительный лес, маленькие елочки, пышная снежная шапка, белая береза.- Определение число имён прилагательных.(Слайд).
12. Работа с учебником.
- Прочитайте задание к упражнению 69(устно).
Перейдём к упражнению 70.
Устно назовём прилагательные сначала в единственном, а потом во множественном числе.
13. Творческая работа.
- Обогатите текст «красивыми» словами. (Слайд 17).
Вот и пришла зима.
Снег покрыл землю.
В лесу тихо.
Хлопья снега лежат на деревьях.
- Какой заголовок мы можем подобрать ко всем записанным сегодня предложениям, если их объединить в единый текст? (Идет зима). Если мало времени – устно.
14.Итог урока. Рефлексия. (Слайд 18)
- Сегодня на уроке мы узнали…
- У меня возникли сложности… (Дети поднимают маленькую снежинку)
- Мне понравилось…… (Дети поднимают большую снежинку)
- У меня получилось…
- Я бы хотел…
Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же люди все вместе
Мы к ней относится добрей.
15. Домашнее задание.
С.36 упр.72.
16. Оценивание учащихcя.
Литература:
1. Интегрированные уроки 1 класс. Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А.
2. Правила и упражнения по русскому языку. Узорова О.В., Нефёдова Е.А.
3. Русский язык в загадках Малахова М.М.
4. Нестандартные уроки в начальной школе. Мирохина С.П.
Комментариев нет:
Отправить комментарий