11 апреля 2009

Конспект урока русского языка: "Родовые окончания прилагательных".

Пояснительная записка к мультимедийному продукту.

Преподаватель: Климантова О. А.
Учебное учреждение: МОУ ЛСОШ № 1 г. Луховицы Московской области
Предмет: русский язык
(учебник русского языка А.В. Полякова 2 класс, 2 часть Просвещение 2007г.).
Тема : Упражнение в написании родовых окончаний имён прилагательных.
Цель: развитие умения употреблять в речи имена прилагательные, правильно писать родовые окончания, приобщение к прекрасному.
Задачи:
1. учить распознавать род и число имён прилагательных
2. развитие умения изменять прилагательные по родам;
3. воспитывать умение чувствовать, понимать; повторить правила поведения в театре,
пробудить интерес к урокам русского языка.
Продолжительность: 40 мин.
Класс: 2 класс.
Образовательное учреждение: МОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1.
Авторский медиапродукт: презентация к уроку Power Point ( слайда).
Тип урока: урок повторения изученного материала.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, сигнальные картинки к рефлексии, учебник для 2 класса,2 часть А.В.Полякова Просвещение 2007г., презентация к уроку.
Интеграция на уроке: русский язык, окружающий мир.

Ход урока.
1.Психологический настрой.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. (Слайд 2).
- А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку.
2.Минутка чистописания.
- Наш сегодняшний урок начнём с чистописания. Сегодня мы повторим написание заглавной и строчной букв Цц. Напишите их соединение 3 раза. А теперь запишите красиво слово «цирк», запомните как оно пишется. Какая это часть речи? Образуйте от этого слова прилагательное среднего рода. Придумайте устно словосочетание с этим прилагательным. А теперь запишем слово «театр». Не ошибитесь в его написании.
- К каким учреждениям относятся театр и цирк? (Культуры). Какие ещё учреждения культуры вы знаете? (Слайд 5).
Образуйте прилагательное женского рода. Придумайте словосочетание. (Слайды 3,4).
3. Повторение о прилагательном. (Слайды6, 7).
- Дайте определение прилагательному. Как изменяются имена прилагательные?
- Какие окончания имеют прилагательные мужского рода? Женского рода? Среднего рода? Множественного числа?
- Запишите только прилагательные и определите число и род . (Слайды 8 -11).
- А какие звери выступают в цирке?
4. Словарная работа.
- Мы сегодня повторим написание словарных слов по теме «Животные».
(Запись под диктовку – 2 ученика за доской, 1 – на планшете, остальные в тетрадях).
Собака, медведь, ворона, заяц, петух, животные, лисица.
- Какое из слов лишнее? Почему? Проверка (Слайды 12 – 18). Устно подберите подходящие по смыслу прилагательные. Образовать от слов собака и медведь прилагательные женского рода.
5. Беседа о театре. (Слайд 19).
- Вот стоит дом. Дом, как дом, только нарядней других, и окон меньше, чем дверей. Днем здесь как- будто ничего не происходит, а вечером вдруг все изменяется. К высоким дверям подходят нарядно одетые люди, у дверей зрительного зала их встречают капельдинеры с программами в руках. Затем зрители входят в зрительный зал, занимают свои места. Гаснет свет… Поднимается занавес, зажигаются огни рампы и начинается спектакль… Что же это такое? (Театр).
(Слайд20).
– Здесь, в театре, каждый вечер совершается волшебство… Зал медленно погружается в полумрак.., зал замирает, …открывается сцена, …и вот мы вместе с героями спектакля идем по лабиринтам их судеб, вместе радуемся, грустим, вместе побеждаем.
Каждый день в театре происходит чудо, это волшебный праздник, праздник по имени - театр…
Мы уже знаем, что уже давным-давно греки додумались до постройки театра
Впервые в России театр, как здание 300 лет назад.
- А какие театры вы знаете? (Кукольный, драматический, театр теней, балета, зверей…).
6. Разминка для глаз. (Слайды 21 – 24).
7.Работа над предложением.
Львёнок Кузя прыгнул в огненное кольцо.
(1 ученик записывает у доски, остальные в тетрадях).
- Найдите грамматическую основу и укажите части речи. Определите устно число и род прилагательного.
8. Знакомство с театром В.Л.Дурова. (Слайд 25).
- Теа́тр звере́й имени В. Л. Дурова или «Уголок дедушки Дурова» — театр в Москве, в котором актёрами выступают животные: бегемот, слон, ворон, пеликан, енот и многие другие.
- Вот в театре в третий раз
Звук звоночка раздается
Это значит, что сейчас
Представление начнется.
- Нужно сесть и не болтать
На спектакле детям,
И артистам не мешать,
И своим соседям.
- Какие ещё правила поведения в театре нужно помнить?
9. Прилагательные – антонимы. (Слайд 26).
- Первой выступает собачка Бишка. Она приготовила задание.
Найти пары. Что это за прилагательные? (Антонимы – слова с противоположным значением).
10 . Физминутка.

- А второй артист Лев Лео предлагает вам встать и размяться.
11. Образование прилагательных от существительных. (Слайд 28).
- Следующие артисты предлагают дать им описание. Составьте словосочетание прилагательного и существительного. В каком числе употреблены прилагательные? От чего это завист? (от имени существительного).
12. Работа с учебником. (Слайд 29).
- Бурый Медведь Чапа предлагает вам поработать с учебником.
С. 44 упражнение 332. К каждому существительному написать прилагательные трёх родов. Каждому ряду – своё задание.
13. Творческое задание.
- Вставить подходящие по смыслу прилагательные.
Весной в театре зверей появились … жители. … медвежонок Топик подружился со всеми. Ловко прыгала по клетке … обезьянка Чика. … хомячки быстро нашли … гнёздышко.
(Слова для справок: ловкие, уютное, новые, забавный, весёлая).
14.Игра «Найди лишнее».
Смелый , грустный , храбрый.
Честный, весёлый, радостный.
Большой, крупный, весёлый.
Как называются оставшиеся слова? (Синонимы).
15. О любви к животным.
В. Л. Дуров - клоун-дрессировщик, заслуженный артист Республики , родоначальник известной цирковой династии. Был исполнителем силовых номеров, звукоподражателем, фокусником, куплетистом, клоуном.
• В своём театре он ввёл новые методы дрессуры — без хлыста и палки. Он учил с добротой и пониманием относиться к животным, его театр служил не только развлечению, но и образованию как детей, так и взрослых.
• Чтоб животным другом стать –
Научись наблюдать.
Развивай внимательность
Упорство, любознательность.
Вот спектакль позади
Будет некрасиво
Сразу к выходу идти,
Не сказав “спасибо”.
Рваться первым не спеши,
Спешка не поможет.
Гардеробщице скажи
Ты “спасибо” тоже.
Не жалей волшебных слов,
Поступай красиво!
Вот и гасят фонари,
Спать театр будет.

16. Итог урока. Рефлексия. (Слайды)
Вежливый, старательный,
Скромный и внимательный.
Добрый, ласковый и смирный,
Нежный, вежливый и мирный,
Злой, сердитый и крикливый,
И ленивый, и драчливый.
Сколько качеств есть на свете.
Выбирайте себе, дети!
- Я узнал…
- Я повторил…
- Я запомнил…
Работал в полную силу. (Сигнальные карточки).
Мог работать лучше.
Работал хорошо.
17.Оценивание учащихся.

Литература:
1. “Энциклопедический словарь юного зрителя”. М. 1989.
2. Кожохина С. К. “Путешествие в мир искусства”. М. Сфера. 2002.
3. Бродский Б. “Свидетели странного века”. М. Детская литература. 1978.
4. Белинский В. Г. “О театре”. М. Детская литература. 1982.
5. Фруменков Г. Г. ,Овсянкин Е. И. “Летопись города Архангельска”. Северо-западное книжное издательство. 1990.
6. Черкаков Н. “В театре и в кино” М. Детская литература. 1961.
7. Кульневич С. В. , Лакоценина Т. П. “Нетрадиционные уроки в начальной школе” 2 часть. Воронеж. Учитель. 2002.
8. “Детская энциклопедия”. М. Детская литература. 1978.

4.Повторение частей речи.
Распределите слова в 3 столбика.
Сем.я, ги.кие, хру.кая, кач.лась, встреч.л, крыл.я,гла.кий, скуч.ла, руч.и.
- Объясните пропущенные орфограммы. Придумайте устно по 1 слову в каждый столбик.
- А какие артисты выступают в цирке?
7. О В. Л. Дурове и его театре.

В.Л. Дуров – знаменитый русский дрессировщик и учёный. Он родился в Москве в 1863 году в дворянской семье. Его родители рано умерли.
Его и брата Анатолия воспитывал крёстный. С детства Володю тянуло к животным, он мечтал о цирке. Но крёстный отдал Володю и его брата в военную гимназию. Там их учили маршировать, стрелять. Но гимназию они не закончили.
Когда Володя подрос, он убежал из дома и поступил в балаган к циркачу Ринальдо. Он завёл себе собаку Бишку, гуся Сократа. Володя дрессировал их не побоями и палкой, а терпеливо приучал к себе. О дрессировке зверей позднее он написал книгу.
В 1912 году в Москве он открыл уголок зверей, который позднее стал Театром зверей. Звери в театре показывали сказку «Терем-теремок», басни Крылова. Мыши представляли аттракцион «мышиная железная дорога». В спектаклях участвовали дрессированные медведи, морские львы, обезьяны, лисы, и другие животные.

С 1887 стал выступать как клоун-дрессировщик и сатирик. Организовал Уголок-лабораторию ( Уголок имени В.Л.Дурова, позднее Театр зверей имени В.Л.Дурова), где вел экспериментально-исследовательскую деятельность в области изучения природных инстинктов и рефлексов различных животных.
Автор книги - знаменитый дрессировщик Владимир Леонидович Дуров (1863-1934) рассказывает о своих воспитанниках - зверях и птицах.
Будучи не только профессиональным дрессировщиком, но и учёным, он внимательно изучал повадки животных, их поведение и нравы. Его наблюдения легли затем в основу интересной науки - зоопсихологии.
• Есть улица Дурова в центре столицы,
• Есть дом, где о Дурове память хранится.
• Весь мир это русское имя узнал.
• В каких только странах он не побывал.

Литература:
9. “Энциклопедический словарь юного зрителя”. М. 1989.
10. Кожохина С. К. “Путешествие в мир искусства”. М. Сфера. 2002.
11. Бродский Б. “Свидетели странного века”. М. Детская литература. 1978.
12. Белинский В. Г. “О театре”. М. Детская литература. 1982.
13. Фруменков Г. Г. ,Овсянкин Е. И. “Летопись города Архангельска”. Северо-западное книжное издательство. 1990.
14. Черкаков Н. “В театре и в кино” М. Детская литература. 1961.
15. Кульневич С. В. , Лакоценина Т. П. “Нетрадиционные уроки в начальной школе” 2 часть. Воронеж. Учитель. 2002.
16. “Детская энциклопедия”. М. Детская литература. 1978.

Комментариев нет:

Отправить комментарий