26 августа 2021

 

 

«Индивидуальный

и дифференцированный подход

в обучении».

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов

МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная школа № 1»

 Климантова Ольга Александровна

 

г. Луховицы

 

 

 

( Слайд 1) Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных, она является не только социально-психологической, но и педагогической проблемой.

( Слайд 2) Принцип индивидуального подхода в педагогике отражают требование учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения.

Индивидуализация обучения вызывается тем, что уровень подготовки и способностей к учению не у всех школьников одинаковы. У части из них недостаточно для данного возраста развиты гибкость, подвижность мышления, умение обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, вследствие этого они начинают отставать в учебе. У таких учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательное отношение к учебе, в конечном итоге это приводит к неуспеваемости. В то же время сильные ученики вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель ведет обучение, ориентируясь на «среднего» ученика. Одаренные дети нуждаются как минимум в обеспечении оптимального темпа продвижения в содержании изучаемого предмета необходимого объема учебной нагрузки.

- Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его?   Задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном подходе.

( Слайд 3) Эти понятия родственны, но не однозначны. Иногда их употребляют как синонимы, в других случаях их противопоставляют, рассматривая дифференцированный подход как один из путей реализации индивидуального подхода. Многие педагоги смешивают два таких понятия, как «индивидуализация» и «дифференциация».

Попробуем различить эти два понятия.

Индивидуализация – учет личностных особенностей каждого ученика.

Дифференцированное  обучение - создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.

(Слайд 4) Основными различиями дифференцированного и индивидуального подходов являются:

— при дифференцированном подходе процесс обучения учитывающий особенности разных групп детей, рассчитанный на посильность обучения каждой группы направлен на группу детей, а при индивидуальном подходе происходит осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей отдельного ребенка (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.) и направлен на конкретного ребенка;

— при дифференцированном подходе предполагается тесное сотрудничество детей, а при индивидуальном, как правило, не предполагается сотрудничества;

— формы дифференцированного подхода (уровневая, профильная), а формы индивидуального подхода  — индивидуальная работа;

— дифференциация — нечто общее, а индивидуализация — конкретно для каждого.

( Слайд 5) Индивидуальный подход к учащемуся можно обеспечить только в том случае, если педагог точно определит исходный уровень его обученности, индивидуальные способности, что возможно только на основе проведения тщательного тестирования, мониторинга. В дальнейшем, путем подбора необходимых средств обучения и проведения индивидуальных консультаций учащийся приобретает необходимые знания и умения в соответствии с поставленными учебными задачами.

На практике индивидуальное обучение в чистом виде используется сравнительно редко. Чаще всего индивидуальное обучение сочетается с дифференцированным, то есть реализуется на основе дифференциации.

Дифференциация означает расчленение, разделение, расслоение целого на части, формы, ступени. Применительно к процессу обучения мы понимаем дифференциацию как действие, задача которого – разделение учеников в процессе обучения с учетом особенностей каждого из них и достижения главной цели обучения – получения знаний, умения использовать их в практике. Например, при выполнении работы над ошибками в 4 классе уместно предложить выполнить её самим, с использованием памятки и коллективно с учителем; при выполнении самостоятельных заданий, различных по уровню сложности; цветные карточки, которые дети с удовольствием выбирают самостоятельно, тем самым пробуя оценить свои возможности.

Разнообразие и интерес в это занятие вносит внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает задачи трёх уровней сложности, а право выбора сложности задачи оставляет за учеником. Оценивание за урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества решённых задач.

( Слайд 6) Дифференциация – сложная и кропотливая работа, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов, состоящая из следующих  этапов:

- изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических (здоровья), и психологических, и личностных;

- особенности мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье (личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, результаты обследований психологов  и логопедов);

-  выделение отдельных групп учащихся, отличающихся (различным уровнем усвоения материала на данный момент, уровнем работоспособности и темпом работы, особенностями восприятия, памяти, мышления, уравновешенностью процессов возбуждения и торможения);

- составление или подбор дифференцированных заданий;

- постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

( Слайд 7) Суть дифференцированного подхода  состоит в условном разделении класса на определенных этапах урока на несколько подвижных групп в зависимости от учебных возможностей учащихся. У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся. Наиболее удачное деление, на мой взгляд:

1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.

3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

Под дифференцированным обучением понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.

Реализация дифференцированного подхода позволяет педагогу формировать у каждого ребенка, согласно уровню его развития, умение понимать и ставить учебно-познавательные задачи, планировать свою работу, выбирать необходимые пути и средства решения задачи, контролировать ход деятельности и правильно оценивать ее результаты.

( Слайд 8) Индивидуальный подход – важный психолого – педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка.

Индивидуальный подход предполагает учет многообразия индивидуальных особенностей учащихся,   осуществляется в условиях классно-урочной системы обучения и предполагает разумное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы.

Но следует отметить, что индивидуализация обучения - это не самоцель. Она должна иметь место на каждом уроке. Необходимость и характер ее зависят от уровня подготовленности учащихся данного класса, степени трудности учебного материала и этапа изучения каждой темы и даже психическое состояние на уроке. Индивидуальный подход должен представлять собой целую систему воспитания личности.

Индивидуальный подход  нужен ко всем учащимся класса и к слабоуспевающему, недисциплинированному ученику, и к школьникам с высоким уровнем развития способностей.

Таким образом,  сходство изучаемых явлений заключается в том, что процесс обучения направлен на личность ученика, на его индивидуальные познавательные, психологические особенности, а основным отличием является то, что при индивидуализации воздействия учителя направлены на каждого конкретного ученика, а при дифференциации - на группы учащихся, сформированных по каким-либо признакам.

( Слайд 9) Главная цель дифференцированного   и индивидуального подходов на занятии — участие каждого ребенка, обеспечение развитию, достижению роста каждого, возможность совершенствования навыков и способностей. Например, на музыкальных занятиях такие задания как задания с учетом степени успешности усвоения программы; задания с учетом степени одаренности (индивидуальные номера). По типу восприятия: кинестеты — сценки, танцы; аудиалы — песни, сказка, стихи; визуалы — работа с костюмами и т.п. Все они относятся к дифференцированному подходу.

( Слайд 10) Положительные аспекты дифференцированного и индивидуального подходов:

- повышение познавательного интереса и мотивации к обучению;

- полная занятость всех обучающихся, переходящих от уровня к уровню;

- формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе, творчества;

- исключается усреднение учеников, оказание помощи слабоуспевающим;

- развитие творческих способностей обучающихся, помощь в максимальном развитии.

( Слайд 11) Трудности в реализации дифференцированного и индивидуального подходов:

- трудоёмкая подготовительная работа перед уроком; дидактическое обеспечение; подготовка учащихся к работе; сложности в  выборе темпа урока, контроля каждой группы; систематический мониторинг результатов деятельности; сложности с самооценкой учащихся; весьма сложный, важный и ответственный процесс, который требует совместной работы и обучающих, и обучающихся.

( Слайд 12 ) Но не смотря на все трудности, которые возникают в процессе, следует отметить самое главное:

Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то  он обязательно будет осуществлять индивидуальный  и дифференцированный подход в обучении.

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий