Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»
УТВЕРЖДАЮ
|
Директор МБОУ
Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1
|
___________
Л.Н.Скопцова
|
Приказ
№__ от
______2017г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
кружка «Шахматная азбука»
1 «а» , 1 «в» классы
(спортивно
– оздоровительное направление)
Учитель: Климантова Ольга Александровна, стаж работы – 31 год,
высшая
квалификационная категория
Срок реализации программы, учебный год:
1 год, 2017 - 2018 уч. г.
Пояснительная
записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная
азбука» для обучающихся 1-х классов составлена на основе:
1.
Федерального закона № 273 от 29.12.2012 года « Об образовании в Российской
Федерации»
2. Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009г. № 373).
3. Примерной
образовательной программы НОО по
внеурочной деятельности для 1-4 классов под редакцией И.Г. Сухина
«Юный шахматист»;
4. СанПиН 2.4.2. 2821-10
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 г. № 189) с изменениями от 24.11.2015 г., зарегистрированными в
Министерстве юстиции РФ от 18.12.2015 г.
5. Основной
образовательной программы начального общего образования МБОУ «Луховицкая
средняя общеобразовательная школа №1».
6. Учебного плана МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная
школа № 1».
7. Годового учебного
календарного графика на 2017-2018 учебный год.
Рабочая
программа спортивно-оздоровительного направления разработана с учётом
примерной программы внеурочной
деятельности для 1-4 классов под редакцией И.Г. Сухина «Юный шахматист», М., Просвещение, 2012г.
Цель курса – создание
условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования
общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в
шахматы.
Задачи:
-развитие внимания и мотивации школьника;
-развитие наглядно-образного мышления;
-организация общественно-полезной и досуговой
деятельности учащихся;
- включение учащихся в разностороннюю деятельность
-формирование навыков позитивного коммуникативного
общения;
-воспитание трудолюбия, способности к преодолению
трудностей, целеустремлённости
и настойчивости в достижении результата.
В
соответствии с учебным планом МБОУ «Луховицкая средняя общеобразовательная
школа №1» и годовым календарным учебным графиком школы на изучение курса «Юный
шахматист» в первом классе начальной школы отводится 1час в неделю —34 часа в
год (34 учебные недели).
В
течение года возможны изменения объема количества часов на изучение тем
программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроками
проведения каникул и другими особенностями функционирования образовательного
учреждения.
Результаты освоения курса внеурочной
деятельности
Изучение курса в соответствии с требованиями ФГОС
НОО направлено на достижение следующих результатов:
Личностные
УУД:
- развитие любознательности и сообразительности;
- развитие целеустремлённости, внимательности,
умения контролировать свои действия;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
- развитие наглядно-образного мышления и логики.
Регулятивные
УУД:
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться работать по предложенному плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от
неверного;
-учиться давать эмоциональную оценку деятельности
товарищей.
Познавательные
УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного с помощью учителя;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя свой жизненный опыт и информацию;
-перерабатывать полученную информацию: делать
выводы в результате совместной работы всей группы;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и
слабая позиция, сила шахматных фигур.
-преобразовывать информацию из одной формы в
другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью
простейших моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные
УУД:
-доносить свою позицию до других: оформлять свою
мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста);
-слушать и понимать речь других;
-совместно договариваться о правилах общения и
поведения, следовать им;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Предметных
результатов:
- знать шахматные термины: белое и черное поле,
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые,
черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон,
ферзь, конь, пешка, король,
- знать правила хода и взятия каждой фигурой;
- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
-обобщать, делать несложные выводы;
- уметь проводить элементарные комбинации;
- уметь планировать нападение на фигуры противника,
организовать защиту
своих
фигур;
- уметь ориентироваться на шахматной доске, в
шахматной нотации;
-определять
последовательность событий;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Планируемые результаты:
-
овладение навыками игры в шахматы;
-
интеллектуальное развитие детей;
-
результативное участие в соревнованиях различных уровней.
К концу учебного года дети должны знать:
шахматные
термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,
взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия
шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия
каждой фигуры.
уметь:
ориентироваться
на шахматной доске;
играть
каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений
правил шахматного кодекса;
правильно
помещать шахматную доску между партнерами;
правильно
расставлять фигуры перед игрой;
различать
горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять
шах, мат.
решать
элементарные задачи на мат в один ход.
Содержание программы
Шахматная доска ( 5 ч.)
Шахматная доска, белые и черные
поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
-«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками
(фишками, пешками и т.п.).
-«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из
вертикальных линий шахматной доски.
-«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из
диагоналей шахматной доски.
Шахматные фигуры (11 ч.)
Белые, черные, ладья, слон, ферзь,
конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
-«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников
на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны
догадаться, что это за фигура.
-«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по
очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается
заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
-«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди
пытаются угадать, какая фигура загадана.
-«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников,
чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
-«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую
высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
Начальная расстановка
фигур (13 ч.)
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в
начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями,
вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
-«Мешочек». Ученики вынимают по одной из мешочка шахматные фигуры и
постепенно расставляют начальную позицию.
-«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят
ли эти фигуры рядом в начальном положении.
-«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к
примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если
утверждение верно, то мяч следует поймать.
Ходы и взятие фигур ( 4
ч.) Резерв (1ч.)
Правила хода и «взятия» каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные
и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и
тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки,
взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
-«Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется
внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления
и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура
против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
-«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры,
расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные
фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
-«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
-«Перехитри часовых». Белая фигура должна
достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные»
поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
-«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается
такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не
оказалась под ударом черных фигур.
- «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью
уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом
запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
-«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной
игре обеих сторон не имеет победителя.
-«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на
черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
- «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить
незащищенную фигуру.
-«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под
боем.
-«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе
черных они проиграли одну из сноих фигур.
-«Ограничение подвижности». Это разновидность «Игры на уничтожение», но с
«заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
Формы и методы работы.
Форма
занятий - групповая, со всей группой, в парах
и индивидуальная. Основными формами проведения занятий являются игры,
конкурсы, викторины, беседы.
Продвигаясь
от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку, приобретут
опыт. Важно, что дети учатся коллективной работе, работе с партнером.
Освоение программного материала происходит
через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое
направление. Организационный этап предполагает подготовку к работе,
теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Формы
занятий: беседа, дискуссия, игра, конкурс.
Система оценки планируемых
результатов
Проверка результатов обучения осуществляется во время
занятий посредством:
-наблюдения
педагога за практической работой обучающихся, опросов по изучаемым темам, фиксации
частоты участия в турнирах, проектных работ, представленных на
научно-исследовательских конференциях школьников.
Воспитательные
результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:
Результаты первого уровня:
-
приобретение
знаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма,
об основных условиях и способах укрепления здоровья;
-
практическое
освоение простейших элементов спортивной подготовки.
Результаты второго уровня:
-
формирование
позитивного отношения обучающихся к своему здоровью, как к ценности,
неотъемлемой составляющей хорошего самочувствия, успехов в учёбе и жизни
вообще.
Результаты
третьего уровня:
- участие в
спортивных и оздоровительных акциях, турнирах в окружающем школу социуме.
Календарно – тематическое
планирование
№
п/п
|
Наименование темы, раздела.
|
Дата по плану
|
Дата по факту
|
Шахматная доска ( 5 ч.)
|
|||
1.
|
Вводное
занятие.
Сказка
«Удивительные приключения шахматной доски».
|
01.09 – 10.09
|
|
2.
|
История
шахматной игры.
|
11.09 – 17.09
|
|
3.
|
Шахматная
доска.
Белые и
черные поля.
|
18.09 – 24.09
|
|
4.
|
Шахматная
доска.
Горизонтали
и вертикали.
|
25.09 – 01.10
|
|
5.
|
Шахматная
доска.
Диагонали.
|
02.10 – 08.10
|
|
Шахматные фигуры (11 ч.)
|
|||
6.
|
Шахматные
фигуры.
Белые и черные.
|
09.10 –
15.10
|
|
7.
|
Ладья.
Ладья в игре.
|
16.10 – 22.10
|
|
8.
|
Слон. Слон
в игре.
|
23.10 – 29.10
|
|
9.
|
Ладья
против слона.
|
07.11 – 12.11
|
|
10.
|
Ферзь.
Ферзь в игре.
|
13.11 – 19.11
|
|
11.
|
Ферзь
против ладьи и слона.
|
20.11 – 26.11
|
|
12.
|
Конь. Конь
в игре.
|
27.11.-03.12
|
|
13.
|
Конь
против ферзя, ладьи слона.
|
04.11 – 10.12
|
|
14.
|
Пешка. Пешка в игре.
|
11.12 – 17.12
|
|
15.
|
Король.
Король в игре
|
18.12 – 24.12
|
|
16.
|
Игра: «Угадай фигуру»
|
10.01 – 14.01
|
|
17.
|
Начальное
положение.
Расстановка
фигур.
|
15.01 – 21.01
|
|
18.
|
Король
против других фигур.
|
22.01 – 28.01
|
|
Начальная расстановка
фигур (13 ч.)
|
|||
19.
|
Шах.
|
29.01 – 04.02
|
|
20.
|
Мат.
|
05.02 – 11.02
|
|
21.
|
Ставим
мат.
|
12.02 – 18.02
|
|
22.
|
Ставим
мат.
|
19.02 – 25.02
|
|
23.
|
Ничья,
пат.
|
26.02 – 04.03
|
|
24.
|
Рокировка.
|
05.03 – 11.03
|
|
25.
|
Условные
обозначения перемещения, взятия.
|
12.03 – 18.03
|
|
26.
|
Размен.
Равноценный и неравноценный размен.
|
19.03 – 25.03
|
|
27.
|
Мобилизация
фигур, безопасность короля.
|
02.04 – 08.04
|
|
28.
|
Борьба за
центр и расположение пешек в дебюте.
|
09.04 – 15.04
|
|
29.
|
Закрепление.
Основные
правила игры.
|
16.04
– 22.04
|
|
Ходы и взятие фигур (
5 ч.)
|
|||
30.
|
Шахматная
партия.
|
23.04 – 29.04
|
|
31.
|
Анализ
учебных партий.
|
30.04 – 06.05
|
|
32.
|
Классификация
дебютов.
|
07.05 – 13.05
|
|
33.
|
Шахматный
турнир.
|
14.05 – 20.05
|
|
34.
|
Систематизация
знаний. Игра «Угадай фигуру»
|
21.05 – 25.05
|
|
Методическое и материально-техническое сопровождение программы
Литература
- А.А. Тимофеев "Программа
курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных
учреждений", 2011
- Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы
/ под ред.
Н.Ф. Виноградовой – М.: «Вентана-Граф», 2012.
Н.Ф. Виноградовой – М.: «Вентана-Граф», 2012.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн
полны: – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное
возрождение, 1999.
ОборудованиеЭкранно – звуковые пособия:
Ø Сухин И. Приключения в
Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1990.
Ø Игры в шахматы
Технические средства
обучения:
Ø Компьютер
Ø Шахматы
Ø
Интернет-ресурсы:
Электронные
образовательные ресурсы: http://eor-np.ru/taxonomy/term/4
РАССМОТРЕНО
|
СОГЛАСОВАНО
|
на заседании ШМО учителей
начальных классов
|
Заместитель директора по УВР
|
Протокол №1
|
_________Е.В. Размолодина
|
от « » августа 2017 г.
|
« » августа 2017 г.
|
Лист корректировки рабочей программы
Класс
|
Название раздела,
темы
|
Дата проведения по
плану
|
Причина
корректировки
|
Корректирующие
мероприятия
|
Дата проведения по факту
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий