27 апреля 2009

Урок русского языка: "Личные окончания глаголов". 4 класс.

Урок русского языка по теме:
«Упражнение в написании личных окончаний глаголов».
Учитель: Климантова Ольга Александровна.
МОУ ЛСОШ 1 г. Луховицы Московской области.
Цели урока:
1.развитие умения распознавать спряжение глагола;
2.формирование умения рассуждать при написании личных окончаний глаголов;
3.воспитание бережного отношения к природе.
Организационный момент (релаксация).
( Картинка «Весна. Первая зелень», музыка «Пение птиц»).
- В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. И пусть сегодня каждый его лучик несёт к вам не только тепло и свет, нежность и ласку, но и уверенность в себе и в своих знаниях.
Работа по теме урока.
1. Синтаксический разбор предложения.
( Один ученик работает у доски, двое на дополнительных карточках, остальные – в тетрадях).
Яркий луч солнца пригрел бабочку на лесной полянке.
(Дополнительные вопросы для постановки отметки)
- Какие части речи ты знаешь?
- Назови служебные части речи. А самостоятельные?
2.Повторение частей речи.
(Дети самостоятельно записывают части речи в три столбика под диктовку учителя)
сущ. прилаг. гл.
улыбка радостные побежали
берёзки чудесный зазеленеют
травка прелестная прилетают
Задание: найти орфограмму, прокомментировать и придумать по одному своему слову на каждое правило.
Проверка.
Вывод:
- Что такое глагол?
- Как изменяются глаголы?
- Составьте устно по одному предложению с каждым из них.
3. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы будем повторять всё, что знаем о глаголе и поупражняемся в написании личных окончаний глаголов.
4.Коллективная работа.
(На доске стихотворение).
Прошли дожди, апрель тепле.т,
Всю ночь туман, а поутру
Весенний воздух точно мле.т
И мягкой дымкою сине.т
В далёких просеках в бору.
И тихо дремл.т бор зелёный,
И в серебре лесных озёр
Ещё свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор. (И.Бунин).
- В каком лице употреблены глаголы?
- Какие окончания следует написать? (правило).
Задание: записать данные глаголы во 2 лице единственного числа.
(Проверка, вывод).
5.Работа на карточках.
Апрель – второй месяц весны. Глубоко и свободно дыш.т в лесу солнечные пригорки. Первые стрелочки зелёной травы прореза.т утреннюю землю. В апреле сход.тся весна и зима. То целый день свет.т солнце, то ду.т холодный ветер. Всё движ.тся, дыш.т, начина.т расти. Прилета.т жаворонки, утки, журавли. День всё прибыва.т и прибыва.т.
(Работа над текстом в сопровождении картинки).
- О каком месяце вы прчитали?
- Какие приметы апреля услышали?
Задание: выписать глаголы в два столбика по спряжениям, уметь доказать, почему именно так вы записали.
(Проверка фронтальная с объяснением). Вывод. Правило.
6. Работа с пословицами(Музыка П.И.Чайковского «Апрель»).
- С незапамятных времён существуют в нашем языке пословицы и поговорки. Они приучают нас к краткости и простоте речи. Жизнь отбирает для них самые точные слова. Шлифует силу мысли. Пословица расскажет, как жил народ, подскажет, как нужно поступить. Не зря в народе говорят:
« Апрель сипит, да ду.т,
Бабам тепло сул.т;
А мужик глядит:
- Что-то будет?»
(На доске записаны пословицы).
Апрель ленивого не люб.т, проворного приголуб.т.
В апреле земля пре.т.
Весной час упуст.шь, годом не наверста.шь.
- Как вы понимаете смысл?
Задание: Выписать глаголы, разобрать их по составу, указать спряжение. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).
Дополнительное задание: записать слова «таять», «растаять».
- Чем они отличаются, чем похожи?
- Образуй от каждого слова настоящее, прошедшее и будущее время.
7. Самостоятельная работа.
(От данных глаголов в неопределённой форме образовать глаголы 3 лица единственного числа и 3 лица множественного числа).
Полоть, слышать, сеять, гнать, рубить.
(Все работают самостоятельно, 2 учащихся получают подобное индивидуальное задание).
Вывод. Правило о глаголах - исключениях.
8.Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени.
(Через графопроектор высвечиваются глаголы).
Нач.ли, вер.ли, помн.ли, се.ли, вид.ли, зан.ли, стро.ли.
- В каком времени употреблены глаголы?
- Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать суффиксы?
(Устное комментирование).
9.Морфологический разбор глагола.
- Разобрать последний глагол, как часть речи.
(Фронтальная проверка).
10.Работа по развитию речи.
- Приятно подышать весенним чистым воздухом, полюбоваться белыми, стройными фигурами берёз на нежном голубом фоне неба (картина).
Весной у берёзы начинается сокодвижение, и люди часто причиняют дереву боль.
Задание: используя опорные слова составьте 3 – 4 предложения на тему «Помоги берёзе».
Ранить, течь, залечить, перестанет, будет жить.
( собирая сок, люди могут ранить берёзу. Сок из раны будет течь, и дерево погибнет. Рану можно залечить, замазав её глиной. Сок течь перестанет, а берёзка будет жить очень долго).
11. Воспитательный момент урока.
- Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтобы солнце землю грело,
Чтоб берёзка зеленела.
12. Итог урока.
(Работа с учебником с.115 № 512 – устные ответы на вопросе о глаголе).
13. Домашнее задание(с.116 № 514).
14.Оценивание учащихся.

23 апреля 2009

Конспект урока русского языка: "Родовые окончания имён прилагательных".

Пояснительная записка к мультимедийному продукту.

Преподаватель: Климантова О. А.
Предмет: русский язык
(учебник русского языка Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова Москва «Просвещение 2000г.).
Тема : Изменение имён прилагательных по числам и родам.
Родовые окончания имён прилагательных.

Цель: ознакомить с изменением имён прилагательных по родам и числам;
развивать умение определять род и число имён прилагательных;
развивать познавательную активность, наблюдательность; развитие умения различать прилагательные в единственном и множественном числе, правильно писать окончания прилагательных.

Задачи: 1). сформировать умение определять род имён прилагательных;
2). совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи ;
3). воспитать чувство красоты, гармонии к русскому языку.

Продолжительность: 40 мин.
Класс: 2 класс.
Образовательное учреждение: МОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1.
Авторский медиапродукт: презентация к уроку Power Point (19 слайдов)
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска , Macromedia Flach Player,сигнальные картинки к рефлексии, учебник для 2 класса,2 часть Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова Просвещение, 2006, презентация к уроку.

Ход урока.
1.Организационный момент.
– Ребята, сегодня наш урок будет необычным – сказочным: мы продолжим изучать тему “Имена прилагательные”, посмотрим, как вы подружились с этой частью речи.
2. Психологический настрой. Отрывок из учебного фильма «Сказка о художнике и море» ( 2 мин.). Приложение 1.

Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте: море, волны плещут, откройте глаза – (Слайд 3).
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
3. Работа с тестом
– Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. А поскольку урок у нас сказочный, он сможет отправиться в путь только тогда, когда вы расскажите всё, что вы знаете, об имени прилагательном. (Слайд 4).
- Чтобы очутиться в этом волшебном замке, надо правильно выполнить тестовую работу.
Ну что ж поплыли? (Слайд 5).
Тест.
1. Имя прилагательное обозначает:
а). предмет;
б).признак предмета;
в).действие предмета;
2. Имя прилагательное связано по смыслу:
а). с прилагательным;
б). с глаголом;
в). с существительным;
3. имя прилагательное отвечает на вопросы:
а). что делает? что сделает?;
б). какой?, какая?, какое?, какие?
в). кто? что?
4. Имена прилагательные подчёркиваем:
а). волнистой линией;
б). одной чертой;
в). двумя чертами.
5. Имена прилагательные:
а). не изменяются по числам;
б). изменяются по числам;
в) никак не изменяются.)
Тест раздаётся каждому на отдельном листе. Проверка по эталону. (Слайд 6).
Ученики меняются и проверяют тест соседа. ( 2-3 работы проверяются учителем на оценку).
Вывод: (Слайд 7).
Имя прилагательное
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.
Зима снежная.
Мама нежная.
Плывёт корабль
В невидимую даль.
4. Объяснение нового материала. (Слайд 8).
– Вот нас встречает гномик Всезнайка, который поможет нам сегодня на уроке. Он предлагает вам найти прилагательные в словосочетаниях: синее море, синяя лента, синий карандаш, синие облака.
- Что происходит с прилагательным? (изменяется по родам и числам).
- От чего зависит род и число прилагательного? (от имени существительного).
И по взмаху волшебной палочки, гномик выделил имена существительные. Докажите, что это имена существительные. Что их объединяет? (Неодушевленные, нарицательные.)
Подберите к каждому имени существительному подходящее имя прилагательное.
Прочитайте слова, которые он подобрал. (Погода, ветер, море, паруса).
- Давайте составим и запишем словосочетания с вопросами.
Погода (какая?) тёплая. Ветер (какой?) резкий. Море (какое?) тихое. Паруса (какие?) раздутые.
- Почему мы каждый раз задавали разные вопросы? От чего это зависело?
Найдите прилагательное во множественном числе. От чего зависит число имени прилагательного? (от имён существительных).
- Можно ли определить род имён прилагательных? От чего он будет зависеть?
Окончания прилагательных тоже разные. (М.р. – ый, -ий, -ой; Ж.р. – ая,-яя; Ср.р.- ое,-ее; мн.ч.- ые, - ие).
Правило: чтобы определить род имени прилагательного, достаточно определить род имени существительного, с которым оно связано.
Приложение 1. Флеш – родовые окончания.
Образуй от существительных прилагательные: (устно). (Слайд 9).
Солнце - …………………………………………..солнечный
Ночь -…………………………………………… ..ночной
Холод -…………………………………………….холодная

5.Разминка для глаз. (Слайд 10).
6. Работа с текстом. (Слайд11).
На стене висит большая картина. На ней светит яркое солнце. Длинная дорога ведёт к старинному замку. Рядом с замком растёт могучий дуб. Над замком летают белогрудые ласточки. Талантливый художник изобразил красивый пейзаж.
- Выписать словосочетание имён прилагательных с существительными, в скобочках указать род и число. ( Один ученик выполняет задание за доской, один – на планшете, один на оценку в тетради).
7. Работа с учебником.
Найдите упр..71 на с.35.
- Прочитайте слова. В каком числе они употреблены? Можно ли определить у них род? Запишите их парами. Сначала в единственном, а потом во множественном числе.
Упр. 68 – устно.
8. Физминутка. (Слайды 12 - 13).
• Оранжевое небо,
Оранжевое море,
Оранжевая зелень,
Оранжевый верблюд.
Оранжевые мамы,
Оранжевым ребятам,
Оранжевые песни,
Оранжево поют.
- Что изменилось?
-Что происходит с прилагательным оранжевый? (Изменяется окончание)
- С чем это связано? (существительные зависят от прилагательных)
9. Игра «Соединяй –ка». (Слайд 14).
Семья Мелкое
Озеро Маленькая
Лодка Дружная
Друзья Песчаный
Берег Высокое
Дерево Верные

10. Распределить прилагательные по родам. (Слайд 15).
Добрый, холодная, весёлая,
глубокое, белый, тёмное .
- Последнее задание в нашем сказочном путешествии устное. Распределите слова в 3 столбика. Запишите в тетрадь. ( 1 ученик выполняет задание на планшете).
- Как вы догадались? Объясните.
11. Обобщение об имени прилагательном. (Слайд 16).
- Давайте повторим всё, что мы знаем об имени прилагательном.
12. Итог урока.Рефлексия ( Слайды17- 18).
Поднимите карточки те, у кого хорошее настроение. А у кого плохое?

13. Домашнее задание.
С.35 № 71. (Слайд 17).

Литература:
1.Тесты. Начальная школа. 2 класс. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.
2. Интегрированные уроки 2 класс. Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А.
3.Уроки русского языка в начальной школе. Самохвалова Е.И., Полянина Н.Б.
4. Нестандартные уроки в начальной школе. Исаенко А.В, Руденко А.Я.

17 апреля 2009

Конспект урока русского языка: "Обобщение знаний об имени прилагательном".

Пояснительная записка к мультимедийному продукту.

Преподаватель: Климантова О. А.
Предмет: русский язык
(учебник русского языка Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова Москва «Просвещение 2000г.).
Тема : Обобщение знаний об имени прилагательном.
Цель: повторить изученные части речи, обобщить знания об имени прилагательном, прививать любовь к сказкам.
Задачи:
1.обобщить знания о прилагательном, как о части речи;
2.развивать речь учащихся;
3.воспитание положительных качеств, привитие интереса к предмету.
Продолжительность: 40 мин.
Класс: 2 класс.
Образовательное учреждение: МОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1.
Авторский медиапродукт: презентация к уроку Power Point (32 слайда).
Тип урока: урок закрепления изученного материала материала.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, Macromedia Flach Player,сигнальные картинки к рефлексии, учебник для 2 класса,2 часть Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова Просвещение, 2006, презентация к уроку.
Интеграция на уроке: русский язык, окружающий мир.

Ход урока.
1.Психологический настрой.
- На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!
- Мы знаем, что в любой сказке добро всегда побеждает зло. (Слайд 3).
А чтобы мы смогли очутиться в волшебной сказке, нужно 2 раза топнуть ногами, 3 раза хлопнуть руками, повернуться влево, вправо и сказать: «Раз, два, три. Сказка приходи!»
2. Минутка чистописания.
В сказках совершается волшебство, которое ждёт нас впереди.
Предметы волшебные в сказках бывают,
Героев желанья они исполняют:
Ковёр – самолёт поможет подняться.
За тридевять царств мигом вдруг оказаться. (Слайд 4).
По мановению волшебной палочки Феи мы очутились в неизведанном месте.
- Добрая фея предлагает повторить правила посадки при письме. (Слайд 5).
- Какая первая буква в слове «Фея?»
- Напишем заглавную и строчную букву «эф», чередуя (Слайды 6,7).
Объясните смысловое значение слов:
Фокусник, фиолетовый, фантазировать.
Запишите данные слова. Укажите, какие это части речи.
- А вот в волшебной стране развилка дорог. Куда же пойти?
- Что такое существительное, прилагательное, глагол? (Слайды 8 - 9).
- Какие ещё части речи вы знаете? (Слайд 9).
3. Повторение частей речи. Орфографическая разминка.
(Запись слов под диктовку в 3 столбика).
Семья, резкий, ружьё, стучат, кричала, качает, жидкое, ручьи, узкая.
Проверка (Слайд 11).
- Какая орфограмма объединяет существительные? А прилагательные? А глаголы?
Придумайте устно по одной части речи в каждый столбик.
- Что такое антонимы? Подберите антонимы к данным прилагательным.
4. Повторение об имени прилагательном.
- Как изменяется прилагательное?
- С какой частью речи связано по смыслу?
- От чего зависит род и число прилагательного?
- Какие окончания у прилагательных мужского, женского, среднего рода? (Слайд 12).
4. Разминка для глаз.
- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Пришло время позаботиться о наших глазах. Даже Баба Яга приготовила для вас интересную разминку. (Слайд 13 -17).
5.Определение числа и рода имён прилагательных.
- Сказочный герой Колобок хочет изменить ход сказки и остаться в живых. Давайте поможем ему.
Перед Колобком несколько дорог. По какой пойти? Неизвестно.(Слайд 18).
- Прежде всего он хочет проверить вашу грамотность(устно – орфограммы). (Слайд 19).
Перед нами словосочетания. Какое написать окончание – нужно подумать. Запишите словосочетания, укажите число и род прилагательных.
Зимн… утро, дальн… лес, син… облака, горяч… вода. (Слайд 20).
- Назовите прилагательное во множественном числе. Как вы определяли род и число прилагательных? Вот мы и спасли Колобка.
6. Работа с учебником.
- Наше сказочное путешествие продолжается. Мы попадаем в замечательную страну русского языка. Где многое узнаем, изучим, повторим, закрепим. Ведь знания – это сила.
(Слайды 21 - 22).
- Откройте задание к упражнению 73. Выписать антонимы.
Упражнение 67 (устно). Вывод об антонимах и синонимах.
Подберите устно синоним к словам: грустный(печальный), шумный(громкий), прилежный(аккуратный).
Флеш – игра. Приложение2.
7.Физминутка.
Волшебные герои предлагают вам размяться и отдохнуть вместе с ними. (Слайд 23).
8.Творческое задание.
- Мудрая Сова из лесной волшебной школы предлагает вам восстановить пропущенные слова, украденные злым волшебником. (Слайд 24).
Стояла… погода. Дул … ветерок. Пригревало … солнышко. Зеленела … травка.
- Запишите. Подчеркните главные члены предложения и обозначьте части речи. Составьте устно предложение с прилагательным во множественном числе.

9. Итог урока.
- Волшебные герои приготовили для вас загадку. (Слайд 25).
- Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
А называют его… прилагательное.
Какая часть речи помогла вам её разгадать?
Флеш – вставить недостающие прилагательные. Приложение1.
- Что вы знаете об этой части речи? (Слайды 26,27,28).
В мире много сказок грустных и смешных
Нам нельзя без дружбы.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки побеждает зло.
10. Рефлексия.
У меня сегодня получалось:

Мне было сложно:

Я бы хотел:
Моё настроение: (Слайд 29).
- Как бы жизнь не летела, дней своих не жалей,
Делай доброе дело ради счастья людей.
Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле.
Делай доброе дело на прекрасной Земле!
11.Домашнее задание . (Слайд 30).
12. Оценивание учащихся.

11 апреля 2009

Конспект урока русского языка: "Родовые окончания прилагательных".

Пояснительная записка к мультимедийному продукту.

Преподаватель: Климантова О. А.
Учебное учреждение: МОУ ЛСОШ № 1 г. Луховицы Московской области
Предмет: русский язык
(учебник русского языка А.В. Полякова 2 класс, 2 часть Просвещение 2007г.).
Тема : Упражнение в написании родовых окончаний имён прилагательных.
Цель: развитие умения употреблять в речи имена прилагательные, правильно писать родовые окончания, приобщение к прекрасному.
Задачи:
1. учить распознавать род и число имён прилагательных
2. развитие умения изменять прилагательные по родам;
3. воспитывать умение чувствовать, понимать; повторить правила поведения в театре,
пробудить интерес к урокам русского языка.
Продолжительность: 40 мин.
Класс: 2 класс.
Образовательное учреждение: МОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1.
Авторский медиапродукт: презентация к уроку Power Point ( слайда).
Тип урока: урок повторения изученного материала.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, сигнальные картинки к рефлексии, учебник для 2 класса,2 часть А.В.Полякова Просвещение 2007г., презентация к уроку.
Интеграция на уроке: русский язык, окружающий мир.

Ход урока.
1.Психологический настрой.
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. (Слайд 2).
- А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку.
2.Минутка чистописания.
- Наш сегодняшний урок начнём с чистописания. Сегодня мы повторим написание заглавной и строчной букв Цц. Напишите их соединение 3 раза. А теперь запишите красиво слово «цирк», запомните как оно пишется. Какая это часть речи? Образуйте от этого слова прилагательное среднего рода. Придумайте устно словосочетание с этим прилагательным. А теперь запишем слово «театр». Не ошибитесь в его написании.
- К каким учреждениям относятся театр и цирк? (Культуры). Какие ещё учреждения культуры вы знаете? (Слайд 5).
Образуйте прилагательное женского рода. Придумайте словосочетание. (Слайды 3,4).
3. Повторение о прилагательном. (Слайды6, 7).
- Дайте определение прилагательному. Как изменяются имена прилагательные?
- Какие окончания имеют прилагательные мужского рода? Женского рода? Среднего рода? Множественного числа?
- Запишите только прилагательные и определите число и род . (Слайды 8 -11).
- А какие звери выступают в цирке?
4. Словарная работа.
- Мы сегодня повторим написание словарных слов по теме «Животные».
(Запись под диктовку – 2 ученика за доской, 1 – на планшете, остальные в тетрадях).
Собака, медведь, ворона, заяц, петух, животные, лисица.
- Какое из слов лишнее? Почему? Проверка (Слайды 12 – 18). Устно подберите подходящие по смыслу прилагательные. Образовать от слов собака и медведь прилагательные женского рода.
5. Беседа о театре. (Слайд 19).
- Вот стоит дом. Дом, как дом, только нарядней других, и окон меньше, чем дверей. Днем здесь как- будто ничего не происходит, а вечером вдруг все изменяется. К высоким дверям подходят нарядно одетые люди, у дверей зрительного зала их встречают капельдинеры с программами в руках. Затем зрители входят в зрительный зал, занимают свои места. Гаснет свет… Поднимается занавес, зажигаются огни рампы и начинается спектакль… Что же это такое? (Театр).
(Слайд20).
– Здесь, в театре, каждый вечер совершается волшебство… Зал медленно погружается в полумрак.., зал замирает, …открывается сцена, …и вот мы вместе с героями спектакля идем по лабиринтам их судеб, вместе радуемся, грустим, вместе побеждаем.
Каждый день в театре происходит чудо, это волшебный праздник, праздник по имени - театр…
Мы уже знаем, что уже давным-давно греки додумались до постройки театра
Впервые в России театр, как здание 300 лет назад.
- А какие театры вы знаете? (Кукольный, драматический, театр теней, балета, зверей…).
6. Разминка для глаз. (Слайды 21 – 24).
7.Работа над предложением.
Львёнок Кузя прыгнул в огненное кольцо.
(1 ученик записывает у доски, остальные в тетрадях).
- Найдите грамматическую основу и укажите части речи. Определите устно число и род прилагательного.
8. Знакомство с театром В.Л.Дурова. (Слайд 25).
- Теа́тр звере́й имени В. Л. Дурова или «Уголок дедушки Дурова» — театр в Москве, в котором актёрами выступают животные: бегемот, слон, ворон, пеликан, енот и многие другие.
- Вот в театре в третий раз
Звук звоночка раздается
Это значит, что сейчас
Представление начнется.
- Нужно сесть и не болтать
На спектакле детям,
И артистам не мешать,
И своим соседям.
- Какие ещё правила поведения в театре нужно помнить?
9. Прилагательные – антонимы. (Слайд 26).
- Первой выступает собачка Бишка. Она приготовила задание.
Найти пары. Что это за прилагательные? (Антонимы – слова с противоположным значением).
10 . Физминутка.

- А второй артист Лев Лео предлагает вам встать и размяться.
11. Образование прилагательных от существительных. (Слайд 28).
- Следующие артисты предлагают дать им описание. Составьте словосочетание прилагательного и существительного. В каком числе употреблены прилагательные? От чего это завист? (от имени существительного).
12. Работа с учебником. (Слайд 29).
- Бурый Медведь Чапа предлагает вам поработать с учебником.
С. 44 упражнение 332. К каждому существительному написать прилагательные трёх родов. Каждому ряду – своё задание.
13. Творческое задание.
- Вставить подходящие по смыслу прилагательные.
Весной в театре зверей появились … жители. … медвежонок Топик подружился со всеми. Ловко прыгала по клетке … обезьянка Чика. … хомячки быстро нашли … гнёздышко.
(Слова для справок: ловкие, уютное, новые, забавный, весёлая).
14.Игра «Найди лишнее».
Смелый , грустный , храбрый.
Честный, весёлый, радостный.
Большой, крупный, весёлый.
Как называются оставшиеся слова? (Синонимы).
15. О любви к животным.
В. Л. Дуров - клоун-дрессировщик, заслуженный артист Республики , родоначальник известной цирковой династии. Был исполнителем силовых номеров, звукоподражателем, фокусником, куплетистом, клоуном.
• В своём театре он ввёл новые методы дрессуры — без хлыста и палки. Он учил с добротой и пониманием относиться к животным, его театр служил не только развлечению, но и образованию как детей, так и взрослых.
• Чтоб животным другом стать –
Научись наблюдать.
Развивай внимательность
Упорство, любознательность.
Вот спектакль позади
Будет некрасиво
Сразу к выходу идти,
Не сказав “спасибо”.
Рваться первым не спеши,
Спешка не поможет.
Гардеробщице скажи
Ты “спасибо” тоже.
Не жалей волшебных слов,
Поступай красиво!
Вот и гасят фонари,
Спать театр будет.

16. Итог урока. Рефлексия. (Слайды)
Вежливый, старательный,
Скромный и внимательный.
Добрый, ласковый и смирный,
Нежный, вежливый и мирный,
Злой, сердитый и крикливый,
И ленивый, и драчливый.
Сколько качеств есть на свете.
Выбирайте себе, дети!
- Я узнал…
- Я повторил…
- Я запомнил…
Работал в полную силу. (Сигнальные карточки).
Мог работать лучше.
Работал хорошо.
17.Оценивание учащихся.

Литература:
1. “Энциклопедический словарь юного зрителя”. М. 1989.
2. Кожохина С. К. “Путешествие в мир искусства”. М. Сфера. 2002.
3. Бродский Б. “Свидетели странного века”. М. Детская литература. 1978.
4. Белинский В. Г. “О театре”. М. Детская литература. 1982.
5. Фруменков Г. Г. ,Овсянкин Е. И. “Летопись города Архангельска”. Северо-западное книжное издательство. 1990.
6. Черкаков Н. “В театре и в кино” М. Детская литература. 1961.
7. Кульневич С. В. , Лакоценина Т. П. “Нетрадиционные уроки в начальной школе” 2 часть. Воронеж. Учитель. 2002.
8. “Детская энциклопедия”. М. Детская литература. 1978.

4.Повторение частей речи.
Распределите слова в 3 столбика.
Сем.я, ги.кие, хру.кая, кач.лась, встреч.л, крыл.я,гла.кий, скуч.ла, руч.и.
- Объясните пропущенные орфограммы. Придумайте устно по 1 слову в каждый столбик.
- А какие артисты выступают в цирке?
7. О В. Л. Дурове и его театре.

В.Л. Дуров – знаменитый русский дрессировщик и учёный. Он родился в Москве в 1863 году в дворянской семье. Его родители рано умерли.
Его и брата Анатолия воспитывал крёстный. С детства Володю тянуло к животным, он мечтал о цирке. Но крёстный отдал Володю и его брата в военную гимназию. Там их учили маршировать, стрелять. Но гимназию они не закончили.
Когда Володя подрос, он убежал из дома и поступил в балаган к циркачу Ринальдо. Он завёл себе собаку Бишку, гуся Сократа. Володя дрессировал их не побоями и палкой, а терпеливо приучал к себе. О дрессировке зверей позднее он написал книгу.
В 1912 году в Москве он открыл уголок зверей, который позднее стал Театром зверей. Звери в театре показывали сказку «Терем-теремок», басни Крылова. Мыши представляли аттракцион «мышиная железная дорога». В спектаклях участвовали дрессированные медведи, морские львы, обезьяны, лисы, и другие животные.

С 1887 стал выступать как клоун-дрессировщик и сатирик. Организовал Уголок-лабораторию ( Уголок имени В.Л.Дурова, позднее Театр зверей имени В.Л.Дурова), где вел экспериментально-исследовательскую деятельность в области изучения природных инстинктов и рефлексов различных животных.
Автор книги - знаменитый дрессировщик Владимир Леонидович Дуров (1863-1934) рассказывает о своих воспитанниках - зверях и птицах.
Будучи не только профессиональным дрессировщиком, но и учёным, он внимательно изучал повадки животных, их поведение и нравы. Его наблюдения легли затем в основу интересной науки - зоопсихологии.
• Есть улица Дурова в центре столицы,
• Есть дом, где о Дурове память хранится.
• Весь мир это русское имя узнал.
• В каких только странах он не побывал.

Литература:
9. “Энциклопедический словарь юного зрителя”. М. 1989.
10. Кожохина С. К. “Путешествие в мир искусства”. М. Сфера. 2002.
11. Бродский Б. “Свидетели странного века”. М. Детская литература. 1978.
12. Белинский В. Г. “О театре”. М. Детская литература. 1982.
13. Фруменков Г. Г. ,Овсянкин Е. И. “Летопись города Архангельска”. Северо-западное книжное издательство. 1990.
14. Черкаков Н. “В театре и в кино” М. Детская литература. 1961.
15. Кульневич С. В. , Лакоценина Т. П. “Нетрадиционные уроки в начальной школе” 2 часть. Воронеж. Учитель. 2002.
16. “Детская энциклопедия”. М. Детская литература. 1978.